Альплагерь Туюк-Су, осень 2018

Альплагерь Туюк-Су, осень 2018, смена с 17 по 30 сентября.

Вступление: в прошлой статье я подробно расписал, как и что происходит на смене. На втором моем заезде в альплагерь ничего сильно не изменилось, все так же: обучение и восхождения. Только в этот раз на восхождения ставится особенный упор, потому что на второй смене уже можно получить 3 разряд по альпинизму. И на занятиях очень важна физическая, техническая и моральная подготовка, приходится много лазать по скалам с верхней, и особенно с нижней страховкой.

1 день, 17 сентября
День заезда. Я как к себе домой зашел на территорию лагеря, со всеми поздоровался, разместился в домике, до акклиматизационного выхода (АВ) ещё много времени, чтоб его зря не терять – походил по слэклайну, который находится на территории лагеря. В прошлый раз я на нём сделал пару шажков, в течение этой смены я прошел его полностью.

Народ прибывает, все идут на обед, а после все вместе идём на АВ. Прошлись в сторону станции Т1, чуть-чуть не дошли, темп слабый и начало темнеть, инструктор нас развернул и пошли обратно. АВ повторюсь, это важный элемент в подготовке альпиниста.МынжылкыФото – плотина и плато Мынжылкы

Чтобы ходить на высоту к ней сначала нужно привыкнуть. Иначе грозит горная болезнь. Основные симптомы: тошнота, головная боль, головокружение, ватные ноги. Во-первых, в таком состоянии на восхождении работать сложно. А если пренебречь симптомами и продолжать идти в гору, то можно и чего посерьезнее схлопотать, отек легких, например. Вечером ужин, знакомство с другими участниками, все друг к другу присматриваются, мы ещё не знаем, кто с кем будет в отделении.

2 день, 18 сентября
Распределение. Весной у меня была отличная команда, ребята как на подбор, молодые и спортивные и я наивно полагал, что во второй раз будет так же. Все-таки люди в альплагерь приехали, а оказалось не все так просто.
В этот раз у нас отделение можно было разделить примерно на три типа людей: более-менее молодые и спортивные, среднячок, который ещё что-то может и полный мрак, как в техническом, так и в физическом смысле.

Приходит осознание, что это как-никак коммерческий альпинизм и приходится считаться со всеми сильными и слабыми сторонами людей, которых с тобой поставили в одну группу. И также, понимаешь, что от них будет зависеть пойдёшь ты на гору или не пойдешь. А с некоторыми даже и идти не хочется, потому что от них зависит успешность восхождения и твоя безопасность.

Так как я ещё буду описывать восхождения, которые были на смене, давайте ознакомимся с участниками моего отделения.
1) Я, не очень хорошо знаю тех.часть, но и не профан. Физически подготовлен хорошо (очень хорошо).
2) Паша, подготовлен хорошо по обоим фронтам.
3) Елена, знает более-менее тех.часть, но перед лагерем не занималась спортом, поэтому ей тяжко.
4) Андрей, подготовлен хорошо, но перед лагерем был в походе на Камчатке, не восстановился полностью, есть проблемы с сердцем.
5) Марина, подготовлена хорошо, но перед лагерем была в походе на Камчатке, тоже есть проблемы со здоровьем и самое грустное – боязнь высоты и самостоятельной работы со снаряжением. Андрей и Марина – муж и жена.
6) Настя, подготовлена отлично по всем фронтам, занималась спелеологией.
7) Малкин Игорь, 2 разряд по альпинизму, инструктор по альпинизму. Подготовлен на все 100%, замечательно нас учил и был ко всем максимально внимателен.

Поэтому, если у вас группа друзей приблизительно одного уровня подготовки, то пойти вместе на одну смену и попросить вас не разделять – идеальный вариант.

В этот же день мы снова разобрались с нашими железками (карабины, жумары и т.д), вспомнили как вязать узлы, как вставать в связки, походили связанные.

3 день, 19 сентября
Скальные занятия. На фото отображены самые обычные сборы на тренировку.Альплагерь Туюк-Су, осень 2018

Вспомнили как жумарить (использовать жумар) и спускаться на корзинке. Оказалось, что Марина боится высоты, а это значит, во-первых, что она не может подняться с жумаром по веревке на учебную скалу. Во-вторых, что она не может спуститься с учебной скалы. У меня сразу всплыли мысли, что никуда мы не пойдём :D. Потому что на горе будет всё тоже самое, что и на тренировках, только хуже.

Также, мы вспоминали, как пользоваться закладными элементами и ставить точки, вязать станции.

Что такое станция? Станция – это может быть любое место на горе, откуда группа стартует и где группа собирается. Например: вы группой подошли под скальный участок, чтобы начать по нему лезть, сначала нужно поставить под скалой станцию. Это будет первый элемент в страховочной цепи. Альплагерь Туюк-Су, осень 2018
Человек, который полезет на скалу, при падении улетит на длину веревки, на которую он отошел от станции (а это уже неплохо, если бы не было станции, то он полетел бы на всю длину веревки вниз и прихватил бы с собой других участников). Плюс другие участники пристрахованы к станции и при дуновении ветра или других обстоятельств они никуда не денутся.
Далее, человек пролез скалу и нужно, чтобы к нему поднялись другие участники, заново лезть скалу – глупо и отнимает много времени, поэтому тот, кто уже забрался наверх, ставит ещё одну станцию, надежно, так чтобы остальные смогли к нему зажумарить по веревке.
И таким образом, я называю это стилем «гусеничка», группа проходит маршрут. На фото станция, собранная из двух точек.Альплагерь Туюк-Су, осень 2018

Что такое закладные элементы и точки? Закладной элемент – это то, что можно закрепить в скале так, чтобы он мог держать твой вес и выдержит, даже если ты сорвешься со скалы и дернешь за него. Закладной элемент, закрепленный в скале, называется точкой. Закладные бывают разные, вот самые распространенные:
• То, что забивается молотком: крюк, швеллер, якорь, короб.Альплагерь Туюк-Су, осень 2018• То, что кладется в трещины: закладки, фрэнды, камалоты.Альплагерь Туюк-Су, осень 2018 Альплагерь Туюк-Су, осень 2018Альплагерь Туюк-Су, осень 2018

Если у вас в наличии имеется данное снаряжение, и вы умеете им пользоваться, то можно пролезть скальные участки безумных масштабов. В общем, насколько вам хватит выдержки и фантазии.

Резюмируем, человек поднимается от станции и ставит точки для страховки, новички обычно ставят точки каждые 1,5 – 2 метра, вылез наверх – организовал ещё одну станцию, группа подтянулась, все идут дальше. Того кто лезет первым называют «лидером», потому что залезть на скалу с нижней страховкой это самое опасное из всего что есть на восхождении. Один лезет, а все на него смотрят, переживают и изредка подсказывают что делать, если он сам растерялся.

Альплагерь Туюк-Су, осень 2018Стиль “Гусеница”, одним словом.

4 день, 20 сентября
Пришло время первого восхождения, группе нужно хорошо себя показать, чтобы в следующий раз пойти уже не 1Б, а посложнее, на 2А.
Пик Валерия Хрищатого (Йошкар-Ола), 3950м, маршрут 1Б

Альплагерь Туюк-Су, осень 2018

Проснулись в 06:15, оделись и сходили на завтрак, в 07:00 все как штык. Выходим из лагеря. Начало стандартное, снова идем по дороге до Мынжылкы. По пути Марине становится плохо, её отправляют в лагерь. Я вздохнул с облегчением. В процессе подъема поплохело Елене, она смогла дойти до альпинграда и тоже приняла решение пойти вниз. Жаль, но хоть доп. акклиматизацию получила. Продолжаем подъем. Рельеф несложный: тропа вперемешку с камнями. Ближе к началу маршрута уже просто камни, сыпучие. Схема знакомая, подошли к старту, надели железо, связались, перекусили и в путь.

Я иду первый. Только начал идти и упал, камень под ногой кувыркнулся, и я мягенько приземлился на острые камни. Сразу подумал “хорошенькое начало”. Ладно, продолжаем. Потихоньку-полегоньку прошли первые скалы и я чуть не ушел на пик Абая, инструктор меня одернул, уточнил, знаю ли я дорогу, сказал подумать. Я судорожно вспоминая инструктаж понимаю что нам в другую сторону. Рельеф соответствует заявленной сложности, скалы легко пролазятся, но есть куда упасть, в самых опасных местах я ставлю точки для подстраховки и мы спокойно доходим до вершины. Спуск по пути подъема. Альплагерь Туюк-Су, осень 2018

В контрольное время успеваем, восхождение засчитывается. Вечером разбор полётов. Все высказываются о том, что было, о допущенных ошибках. Плюс от инструктора дельные замечания, выговоры.

5-8 дни, 21-24 сентября
Чем были богаты эти дни? Мы много отдыхали из-за плохой погоды. В помещениях проводились лекции. Альплагерь Туюк-Су, осень 2018  А при прояснениях мы занимались на улице, не отходя далеко от лагеря.

В один из дней мы учились делать переправу. Что такое переправа? Это натянутая веревка между двух объектов, по которой можно проезжать как на тарзанке. Используется группой для перехода реки. Т.е. если река бурная, то зачем всем, грубо говоря, мочить ноги, когда можно отправить одного самого смелого на другой берег, он туда протянет веревку, все вместе её натянут, а после, по натянутой веревке можно переправить вещи, переправиться самим и не намочиться.Альплагерь Туюк-Су, осень 2018

Самое интересное в этом процессе – натягивание веревки подручными средствами. Веревка должна быть натянута как струна. А чтобы её таковой сделать, используется система полиспаст. По ссылке – подробно о полиспасте.

В эти дни в горах сначала шел дождь, а после ещё и выпал снег.

9 день, 25 сентября
Второе восхождение в смене, пик Амангельды, 3999м, маршрут 1Б Альплагерь Туюк-Су, осень 2018

Все-таки пошли на 1Б, были небольшие разногласия по этому поводу. Я считаю, что инструктор все грамотно рассудил.
Причины такого решения.
1) Марина, со страхом высоты, которая пропустила первое восхождение.
2) В первый раз мы привыкали друг к другу и тратили время на простые вещи.
3) На занятиях мы не показали того уровня умений, какой нужен для сложности 2А.

Начало такое же, как и в прошлый раз, Мынжылкы, альпинград и подход под вершину. Марина спустилась в лагерь, не дойдя до Мынжылкы. Я снова вздохнул с облегчением. Если не касаться технической части, то подход в 3-4 часа это по сути самое физически трудное дело, т.к. люди возможно спортом не занимались, но решили “покорять вершины”.

Кстати, не забываем про снег, его выпало достаточно много, приходилось тропить. А данное фото я назвал “Командная работа”, оно наглядно показывает, что никто не устал и готов делать себе тропу :D
Альплагерь Туюк-Су, осень 2018

Доползли еле-еле до старта маршрута. Поехали! Станция-организация промежуточных точек, станция и так далее. На вершину взошли, спуск по пути подъема. Вершину засчитали, все довольны.

• Альплагерь Туюк-Су, осень 2018

10 день, 26 сентября
Продуктивный день, полностью посвященный скалолазанию.

11 день, 27 сентября
Третье восхождение за смену, пик Амангельды, 3999м, маршрут 2А.Альплагерь Туюк-Су, осень 2018

Получили допуск от нашего инструктора, т.к за два предыдущих восхождения сработались как группа. Плюс, Марина, которая пропустила первые два восхождения, не допускается в этот раз. Звезды сложились как надо. (Не имею ничего личного против Марины, просто без неё и правда безопаснее=)).

В этот раз уже Андрей не смог дойти до Мынжылкы и спустился. Причина – закололо сердце. Предыдущее восхождение отняло много сил, он не восстановился до конца.
Жаль конечно что без него, но мы продолжаем. Подошли к старту.

А тут только начала работать другая группа. Они вышли на час раньше, чтобы нам не мешать, но в итоге, на сложных участках мы их постоянно ждали, потеряли часа 2, наверное. Что касается рельефа, то 2А, это уже реально опасно. Скальные участки по 30-40 метров, наклон от 70 до 90 градусов, с возможностью улететь далеко-далеко. Лидерами по-очереди работали Паша и Настя, показали себя очень хорошо.

А я в этот раз я шел замыкающим, это значит, что я ждал, пока все поднимутся, разбирал станцию, жумарил наверх и снова ждал. Это кстати было своевременно, потому что я тоже чуть-чуть приболел и даже немного восстановился в тот день. Мы не успевали в контрольный срок взойти на вершину, но т.к мы ждали группу перед нами, то нам этот срок подвинули. В итоге мы поднялись на вершину, спустились по маршруту 1Б(облегчать спуск не запрещено) и бежали(насколько это конечно реально, в лагерь). Восхождение засчитано.

Вечером вся группа была разбита окончательно, решили ничего не обсуждать и не разбирать, а просто поужинали и пошли отдыхать. Тяжелый был день. После такого вообще ничего не хочется, даже кого-то слушать, говорить тем более. В такие моменты я надеваю наушники, включаю музыку громче и нахожусь в своем мире. Кажется, что больше за смену мы никуда восходить не будем.

12 день, 28 сентября
День отдыха
Самый настоящий день отдыха. Кроме разбора полётов я напрягался, только смотря кино на ноутбуке. Уже даже не задумываюсь о восхождениях, мысли о том, что в крайний рабочий день мы будем заниматься на скалах.

Время приблизительно после обеда, сижу на своей кровати, никого не трогаю. И тут ко мне подбегают Настя с Леной, глаза горят.
– Егор, есть интересный, но плохо известный маршрут на пик Валерия Хрищатого, по классификации 2А, но по сложности тянет вроде даже на 2Б, мы сейчас из остатков группы набираем людей, чтобы пойти нам нужно минимум трех участников, ты как? С нами?
– Да! (возможно мой ответ был длиннее, но какая собственно разница?)

Далее мы занялись подготовкой, это значит, что мы обошли весь лагерь и опросили практически всех, кто ходил этим маршрутом и может что-то знает. Даже прочли пару статей в интернете. Смотря на наш энтузиазм, к нам подключаются Андрей и Паша. Класс, пойдем практически полным составом.

А еще нам был выдвинут ультиматум от инструктора: “если за 4 часа не дойдете до старта маршрута, то я разворачиваю группу”. Интересное заявление. Несмотря на усталость, мы приняли вызов.

13 день, 29 сентября
Восхождение на пик Валерия Хрищатого, 3950м, маршрут 2А.

Перед выходом отказывается Лена, за ночь поплохело, тошнит (перенервничала). Андрей отказывается чуть позднее, снова сердце. Осталось трое самых стойких бойцов и инструктор. До старта укладываемся ровно за 4 часа. Добились нужного результата, потому что шли практически без остановок, не отдыхали.

Теряем время на подготовку минут 20-30 и начинаем. Я сегодня работаю лидером на первой части маршрута. Начало не сложное, неторопливо ставлю точки, залезаю на первую полку, перевожу дух. Передо мной две трещины, попробовал влезть, не могу. Альплагерь Туюк-Су, осень 2018Пришлось оставить рюкзак на полке. В одной из трещин я застрял, некуда было ставить имеющиеся закладки, в итоге кое-как поставил и с подсказки ребят перебрался в соседнюю трещину, из неё и вылез на нужное пологое место, организовал станцию на большом камне. Альплагерь Туюк-Су, осень 2018Сначала ко мне зажумарила Настя, после инструктор. А вот Паша поднимался очень долго, мы забеспокоились. Причина была простой. Т.к. я оставил рюкзак, то его кто-то должен был забрать. Дополнительный вес ему сильно потрепал нервы и отнял сил. Все наконец в сборе, и мы дружно единой связкой пошли по рельефу напоминающему 1Б.

На втором скальном участке лидером работал Паша, я замыкающим. Для честности – в этот раз я понесу его рюкзак, а ему будет проще работать. После того как я остался один, я разобрал станцию и попробовал зажумарить. Не вышло, веревка висела наискосок, а нужно, чтобы вертикально. И я потихоньку начал огибать скалу для выравнивания веревки. Вроде выравнял, но участок скалы отвесный, а это значит, что ногами от него оттолкнуться я не смогу.

Принял решение сделать себе ступеньку для ноги. Из имеющейся 7мм веревки навязал схватывающий узел на основную веревку, с петлей для ноги. Способ конечно старый, удобнее пользоваться двумя жумарами, но второго у меня не было =).
В чем суть способа? В том что у меня теперь есть две точки опоры и загружая их поочередно, я могу двигаться вверх по веревке не используя рельеф.

Начинаю нагружать веревку весом, она легко дается, поднимаюсь на метра полтора и вдруг, меня бросает чуть-чуть вниз и несет направо огромным маятником вокруг скалы. Альплагерь Туюк-Су, осень 2018В полете меня разворачивает боком, и я ударяюсь о скалу. Сам не понимаю что произошло, живой, из повреждений: легкий ушиб и испуг. Веревка держит, внизу ~150м свободного падения. Матерюсь, считаю медленно до 10 и продолжаю подниматься вверх. На безопасном участке испытываю облегчение.

До вершины доходим в связках, рельеф не сложный. Спуск с вершины по маршруту 1Б. В лагерь спускаемся в приподнятом настроении, мы это сделали! Мы взошли почти без помощи инструктора на вершину по маршруту сложностью 2А! По маршруту, которого нет в книге-классификаторе.

Вечером праздничный ужин, манты, пироги и тортики. Лично я очень доволен тем как прошла моя смена. Вначале было плохое настроение из-за состава группы, но в итоге, всё прошло на высшем уровне. Относительно других групп, мы даже сходили на 1-2 восхождений больше.

14 день, 30 сентября
Крайний день. Заказываем эко-такси из лагеря до Медео, а там, на 12 автобусе до города. Пока лагерь! До следующего раза! ;)

p.s.: я бы с удовольствием ещё на одну смену съездил(губа не дура), например на майскую, может соберем с мира по нитке? Я реквизиты предоставлю ^_^ :D Всего-то 150 000 тг