Поход-разведка, 25-28 сентября 2017 года

Идея о разведке Каргалинского и Аксайского ущелья целый год была только идеей, и наконец, удалось её осуществить.

Небольшое отступление: этим летом мы видели группу зарубежных туристов в горах без гидов. И они вполне себе были самостоятельными, как говорится “на опыте”. Важно, что их маршрут был гораздо труднее нашего, хотя они мест практически не знали. И у них была топографическая карта по Северному Тянь-Шаню, с нарисованным на ней треком. Благодаря собственно ей они и передвигались в нужном направлении. Я поступил также, нашёл эту карту в интернете и проложил самостоятельно трек.

Первый вариант был таким: приехать к началу Каргалинского ущелья, пройти его, перейти в Аксайское ущелье и спуститься, на всё про всё 4 дня. Не хардкор, но и не слишком легко, около 30 км.

Начал искать попутчиков, первым откликнулся Виктор, организатор походов и гид из ТурКлуба “Феникс”, который сразу взял ситуацию в свои руки и принялся за организацию нашей разведки. Первым делом мы поменяли наш старт с низов Каргалинки на ущелье Каскабас, в которое можно попасть от дороги из Проходного ущелья. Причина: низы Каргалинского ущелья обвалились из-за селя в 2015 году и нам пришлось бы проходить несколько бродов. Второе: спускаться в город мы решили не через Аксайское ущелье, а через Каскеленское, что в аккурат на 15 километров удлиняло наш трек, но ничего, мы стойкие ;). На том и порешили. Вот так выглядит наш трек в Google Earth.
Поход-разведка, 25-28 сентября 2017 года1 день: Ранним утром 25-го сентября мы встретились на президентском парке и поехали в автобусе №28 до “Оленя”, оттуда и начали своё шествие. Немного пройдя по асфальту, мы свернули направо, в ущелье “Каскабас”. И как и подозревали, мы наткнулись на здешнего егеря. Оказалось, что малепусенькое ущелье “Каскабас” недавно стало заповедником, такой, как сказал Виктор “заповедник, среди незаповедника”. Егерь нас буравил глазами минут 15, объяснил технику безопасности, записал в какую-то свою книжонку и в итоге пропустил.

Ущелье, как и ожидалось, было полудиким. Очень быстро закончившаяся тропа сменилась обычным травяным склоном, по которому трудно передвигаться, потому что трава сильно скользит, и к тому же с весом за спиной. Провозившись там около трёх часов мы всё-таки поднялись до перевала “Каскабас”, пообедали и начали спуск в Каргалинку. Начало спуска порадовало, натоптано, но ещё полчаса спуска и снова, какая-то дичь. Ни указателей, ничего. Повезло, нашлась тропка, временами пропадающая, но всё же она вывела нас в нужное место. Мы успешно прошляпили “Лунную Поляну”, поднялись по ущелью выше деревьев, нашли место по-ровнее и разбили лагерь (2800м).

Вид на Каргалинское ущелье с перевала “Каскабас”

Поход-разведка, 25-28 сентября 2017 года

Каргалинское ущелье, на фото пик “Каменский”

2 день. Просыпаемся пораньше, готовим овсянку, собираемся и в путь! Идти не хочется, а точнее “не идётся”, потому что в первый день мы вымотались, место под палатку было слишком крутым и мы прилично скатывались, что мешало сну. Идём в общем никакие и стараемся радоваться новым для нас местам.

• Поход-разведка, 25-28 сентября 2017 года

Вдруг! Из ниоткуда! я вижу ЧЕРНУЮ ДВЕРЬ в далеке! Подошли ближе, оказалось это не просто дверь, а целый домик-укрытие для заблудших туристов. Судя по состоянию материалов он построен недавно, стоит открытый, для сна хватит места на 3-х человек, имеются полки и печка. Рядом с домиком даже лежат дрова.

Нам, а особенно Виктору, домик сильно понравился, что мы там чуть не остались с ночёвкой. Но решили не расслабляться и двинули дальше. А дальше нас ждал очень длинный, пологий подъём к подножью перевала. Скорость движения была хорошей, но т.к. путь неблизкий, то казалось, что мы как-будто застряли навечно в этом ущелье. К подножью перевала Нижний Каргалинский (1А)(3700м) подошли только к часам двум. Штурмовали его, было несложно, обычная сыпуха, местами лежал снег. Перевал оказался не самым сложным из категории 1А, относительно пологий и короткий подъём. На перевале нас ждал отличный вид на ущелье “Правый Аксай”, вершины и ледник с моренным озером, а также пронизывающий ветер, мы быстро глянули записку в туре и вернули её на место, свою оставлять не захотелось, холодно. Спуск тоже был сыпучим. После крутого участка мы вышли на длинную морену. По ней мы спускались ещё около часа, дошли к лугам и около реки наконец разбили лагерь (~3200м).

3 день. В этот день мы были бесконечно благодарны самим себе. Потому что по первоначальному плану мы должны были пройти в третий день сразу три перевала: Нижний Каргалинский, Учебный и Лунный, что было бы сложновато. Но первый перевал мы пробежали во второй день, а значит, управимся.

• Поход-разведка, 25-28 сентября 2017 года

Часа в четыре ночи начался сильный ветер, который и утром дал о себе знать. Виктор-погодное настроение даже отказался от завтрака, я быстро перекусил, мы собрали вещи и в рюкзаки и снова смело зашагали. Перешли с правого берега реки на левый и обогнули гору бодрым траверсом, спустились почти до зоны леса в Аксайском ущелье (2700м), перешли две реки: Средний Аксай и Левый Аксай и начали подъём к перевалу “Учебный” (~3440м). Надо бы отметить, что реки мы просто перепрыгнули по камням. Если бы поход был например в июле или в августе, вполне вероятно, что мы бы их переходили вброд.

Подъём к перевалу давался несложно, по пути мы с удовольствием уминали козинаки. У подножья даже пообедали. Уже нормально устав мы взяли перевал “Учебный”, внутри что-то оборвалось, ведь я увидел что у нас ещё около 300м сброса высоты в ущелье “Кыргаулды”, а после снова набор до перевала “Лунный” (~3 350м). Лунный оправдал своё название большой площадью и разбросанными повсюду камнями. С него мы уже спустились в Каскеленское ущелье и встали на ночевку.

Замечание: ущелья Кыргаулды и Каскеленское хоть и не сильно туристические, зато видимо очень хорошие жайляу для лошадей, что собственно тут и делают местные – пасут лошадей. Повсюду лошадиные какашки, заблудиться трудно :D.

4 день. По плану нас должны забрать в четыре часа от последнего паркинга в Каскеленском ущелье, поэтому мы расслабились, позволили себе выспаться, хорошо позавтракали, не торопясь собрались и выдвинулись.

• Поход-разведка, 25-28 сентября 2017 года

Предполагаемый длинный путь через ущелье и дикий лес мы незаметно поменяли на движение по гребню, со стадами лошадей, боковым ветром и отличным панорамным видом. По гребню прошли всё что можно было пройти по тропе, после тропа всё-таки свернула с него направо, в небольшое ущелье,  уже ведущее нас к паркингу. Она завела нас окольными путями в густой лес, без признаков существования человека. Мы увидели фазана и кролика. В какой-то момент было совсем не по себе, казалось что мы вот-вот и застрянем в этом лесу. Но, нам подфортило и мы снова вышли на нужную тропу и с новыми силами помчались по ней. А когда уже увидели рукотворную беседку и знаменитый камень “Уй-Тас” так и вовсе успокоились и устроились в беседке на обед. Торопиться некуда, уже можно вздохнуть с облегчением, мы справились!

• Каскеленское ущелье

Дошли последние метры до асфальта, прошли по нему немного и остановились у обочины и ждали мою сестру, которая нас забрала оттуда.

Итого: 4 дня пути, пройдено около 45 километров, взяты три н/к и один перевал с категорией 1А. Разведку можно считать одной из самых удачных. Мы были подготовлены физически и погода конечно же нас баловала.

Спасибо за внимание!

p.s.: ходите в горы, друзья! ;)