Идея посетить Непал и побывать в Гималаях витала в голове давно. И вот однажды, листая новостную ленту Фейсбука, наткнулся на статью о треккинге в Непале, а точнее в районе Эвереста. Прочитав материал и посмотрев фотографии я «загорелся» тоже побывать в Гималаях, увидеть своими глазами величественные громадины 7-ми и 8-ми тысячников, насладится панорамами и пейзажами горных массивов, пройти по крутым тропам и подвесным мостам.
Дело было зимой, и мы с друзьями начали планировать свой трек на весну. Основные сезоны походов в Непале – весна и осень. Летом сезон дождей, и идти не комфортно из-за сырости, осадков и пиявок, которые будут залезать к вам в ботинки… Зима хороша тем, что очень хорошие виды, так как почти нет дымки и мало облаков, но зато очень холодно и надо иметь соответствующее снаряжение. Перечитав кучу информации, отчеты на форумах и полезные статьи было решено идти трек вокруг горного массива Аннапурна. Вообще в Непале много разных маршрутов, от довольно простых 2-3 дневных, до тяжелых автономных походов. Самые популярные треки – это поход к базовому лагерю Эвереста и поход вокруг Аннапурны. Аннапурна трек более легкий, а также очень красивый, поэтому для первого раза выбрали именно его. На основе отчетов других путешественников составили маршрут, список снаряжения, собрали аптечку и оформили специальные страховки категории «горный туризм» с опцией экстренной эвакуации вертолетом. На Казахстанском рынке страхования я таких условий не нашел, поэтому оформили и приобрели через Интернет полисы в Российской страховой компании. Авиабилеты приобрели также заранее. Перелет Эйр Астана до Дели и оттуда рейс до Катманду.
В Катманду запланировали пару дней для покупки недостающего снаряжения и оформления документов, необходимых на маршруте. Это разрешение на посещение нац. парка (пермит) и карточка трекера, в которую заносится ваш маршрут, ФИО и фото.
По поводу снаряжения – если вы раньше не ходили в походы и не имеете свою снарягу – то почти всё необходимое можно не дорого купить в Катманду. Исключение составляет треккинговая обувь. Ботинки лучше купить хорошие, оригинальные, и обязательно разносить перед походом.
Итак, снаряжение докуплено, пермиты получены, билеты на автобус до стартовой точки маршрута куплены. Пакуем рюкзаки и рано утром выезжаем на автобусе в сторону города Покхара. Началом Аннапурна трека является городок Бесисахар. Что бы добраться до него, нужно не доезжая до Покхары, выйти в деревне Думре и там пересесть на местный автобус. Маршрут начинается из Бесисахара, но вначале путь пролегает по дороге для джипов и идти по ней не очень комфортно из-за пыли от автобусов и машин, да и пейзажи особо не впечатляют, поэтому лучше сократить путь и сесть ещё на один местный автобус, либо если вас большая компания – можно нанять джип, и он довезет вас до следующих деревушек, откуда уже можно начать полноценный трек по горным тропам. Так мы и сделали. Дождались автобус и поехали до конечной. В итоге, сменив 3 автобуса, уже к вечеру мы добрались до места нашей первой ночевки. Тут необходимо сделать пояснение по поводу ночевок. Треккинг в Непале хорош тем, что вы ночуете и питаетесь в гостевых домах местных жителей. Таким образом, нет необходимости тащить с собой палатку и запас еды. То есть, в течение дня вы идете от деревни к деревне, которых на маршруте довольно много. И ночуете в гостевых домах Непальцев. Там же есть и кафе, где можно поесть. Существует одно негласное правило – где останавливаешься на ночлег, там и ешь. За это получаешь жильё по символической цене (50 – 100 рупий), а в большинстве случаев совсем бесплатно! То есть местные жители зарабатывают в основном только за счёт еды. Цены в кафешках достаточно приемлемые, но чем выше уходишь в горы, тем дороже становится еда и вода. Кстати, о воде. За весь маршрут я ни разу не покупал питьевую воду. Пить из горных ручьев и рек в Гималаях не рекомендуется, поэтому воду мы просили на кухнях в домах. И на удивление, везде нам наполняли наши бутылки бесплатно, хотя могли и отказать, так как им выгоднее, что бы покупали воду у них. Ещё один плюс этого способа – вы не оставляете после себя мусор в виде пустых пластиковых бутылок. Я весь трек использовал одну бутылку, которую привез с собой из дома. Чай тоже дорогой, и мы по большей части кипятили воду для чая сами, я взял специально для этого небольшой кипятильник и котелок, и плюс были небольшие пол литровые термосы в дорогу.
Если вы идёте трек поздней весной или в начале осени, то можно не брать теплый спальник. Летнего будет достаточно. На высоте выше 3 тыс. метров по ночам конечно холодно, но во всех домах есть тёплые одеяла. И кстати, отопления нигде нет. Но даже на высоте 4800 м. хорошо спалось в летнем спальнике и под двумя толстыми одеялами, мы не замерзли ))
Итак, переночевав в нашем первом гостевом доме, рано утром мы вышли на тропу. В первые дни трека ты идешь в тропическом климате, днём довольно жарко, поэтому в 6 утра мы уже выходили, чтобы в обеденное время дойти до следующего места ночлега и не тащиться днём по жаре. Плюс трека вокруг Аннапурны в том, что каждый день у тебя перед глазами новые пейзажи. Вначале ты идешь через зеленые холмы, рисовые поля и террасы и красивые долины. Затем через хвойные леса, а дальше идут альпийские луга и наконец скалистые горы и огромные снежные вершины вокруг.
Через несколько дней мы пришли в деревню Мананг (высота 3500 м.), где у нас было запланировано 2 дня отдыха для лучшей акклиматизации. 3500 м. – это уже та высота, при которой могут проявляться признаки горной болезни, поэтому к акклиматизации надо подойти очень серьёзно. В Мананге было уже довольно холодно, а на второй день нашего пребывания там пошел снег. В этот день мы планировали сходить радиальный выход к горному озеру Ice Lake, которое находится на высоте 4600 м. Но из-за сильного снегопада не увидели нужную маркировку, сбились с тропы и ушли не туда. Пришлось возвращаться в деревню.
Ещё через пару дней мы подошли к самому сложному участку маршрута – перевалу Thorong La (5416 м.). Перед перевалом есть 2 лагеря. Первый на высоте примерно 4500 м. и второй на 4800 м. Изначально мы планировали переночевать в первом лагере, а часов в 5 утра выйти на штурм перевала. Но в ночь перед выходом опять пошел сильный снег, и пришлось остаться в лагере. Так как день у нас был потерян, мы решили потихоньку выдвигаться во второй высотный лагерь – для акклиматизации хорошо, да и перевал брать будет легче. После обеда собрались и пошли. Заселились в лагерь и сели в кафе ждать вечера, так как делать там больше нечего. Было очень холодно и шел снег. Мы переживали что перевал занесет снегом и тропа будет не проходима, но работники лагеря заверили нас что всё будет нормально. И действительно, ближе к ночи снег закончился и небо очистилось от туч. Выход запланировали на 5 утра, будильники завели на 4 часа. Выходить на перевал нужно так рано что бы успеть пройти его до 11-12 часов дня. Так как после погода обычно портится, начинается снег, туман, и легко можно сбиться с тропы, заблудиться и замерзнуть. У нас получилось подняться за 3,5 часа. В 8:30 мы уже были на самом высоком пешеходном перевале Thorong La – 5416 м.
Когда выходили рано утром, было очень холодно и задувал сильный ветер. Мы надели все теплые вещи, которые у нас были. А на перевале вовсю светило солнце и было очень тепло. Впереди нас ждал затяжной изнурительный спуск длиной около 10 км. Ближе к обеду мы наконец-то спустились до ближайшей деревни, конечной точки пешей части нашего трека. Пообедали и пошли искать транспорт в городок Джомсом. Переночевав в этом городке, утром поехали на автобусе в Покхару. Путь занял 12 часов, и это был просто ад. 90% дороги – раздолбанная горная грунтовка, без асфальта и вся в ямах. Плюс всю дорогу из динамиков орала на всю громкость Непальская музыка. Это была просто жесть.
На этом наше путешествие почти закончилось. Мы ещё пару дней отдохнули в Покхаре и затем поехали назад в Катманду и улетели домой. Кстати, за несколько дней до вылета я получил уведомление от Непальских авиалиний, что наш перелет в Дели переносится на несколько часов, и из-за этого мы не успевали на рейс в Алматы. Пришлось ехать в офис авиакомпании в Катманду и перебронировать билеты на день раньше. И потом ночевать в аэропорту Дели.
На этом приключения наши закончились, и мы благополучно долетели домой.
Ну и напоследок немного цифр:
Общее количество дней в Непале – 20
Количество дней пешей части трека – 11
Пройденное расстояние – около 100 км.
Автор: Сергей Казмуханов