Альплагерь Туюк-Су, весна 2019

Повествование в этой статье будет в формате блога, который я старался выкладывать в интернет каждый день, вот с чего всё началось:

Еду на сборы в альплагерь “Туюк-Су”.
С 27.04.19 по 12.05.19

Если под этим постом наберется 100 лайков, то будет понятно, что альпинизм рядом с Алматы вам интересен и я постараюсь писать события из лагеря ежедневно. ;)

Под постом как назло набралось нужное количество лайков ^_^

p.s.: эта смена некоммерческая, инструктора нам дали от федерации альпинизма, а еду закупили мы сами и готовили сами.
Альплагерь Туюк-Су, весна 2019

Первый день, всё достаточно прозаично.

Нагрузил рюкзаки, один баул – с основновным объемом вещей, второй поменьше – штурмовой, для восхождений.

Доехал до базовой станции Чимбулака на эко-автобусе и дошел до лагеря “Туюк-су”.

Познакомился с группой и с нашим инструктором на ближайшие две недели – Виталием Ждановым.

В домике до и после обеда отрабатывали теоретический материал: узлы, станции, связки. Всё что нужно для передвижения группы по рельефу и страховки.

На завтра планируем восхождение на п.Пионер(4 035м), по маршруту 1Б. По категорийности маршрут самый простой, чтобы инструктор посмотрел как работают участники и смог построить дальнейший учебный процесс.

p.s.: возможно я пропускаю кучу деталей, задавайте вопросы, с удовольствием отвечу.

День второй
Как планировали, так и пошли на пик Пионер, по маршруту 1Б.

Исходные данные:
Инструктор + 7 ребят разных уровней подготовки, от новичков, до третьеразрядников.

Сухие факты:
14:00 перевал Пионер
16:00 Мынжылкы
17:00 возвращение в лагерь

В контрольный срок уложились, все остались живы.

Ощущения:
Утро – на улице -5, идти приятно, ветерок выветривает тепло с одежды, в общем, то что нужно: не холодно, не жарко.
Местами поднимались по насту, практически не проваливались в снег. По снежным участкам даже приятнее подниматься чем по сыпучим камням.

Полдень – на солнце жарит, в тени холодно, вышли к перевалу Пионер, нарядились железом, поднялись под маршрут, пока ждали перила в тени, подмерзли, когда вышли на солнышко дела пошли на поправку, работали дальше.

Под присмотром инструктора сделали маршрут более-менее безопасным и вылезли на вершинку. На вершине поздравили друг друга, нафотографировались, перекусили бутербродами, запили долгожданными колой и чаем.
На горе работали все по очереди,те кто пробовал первый раз в жизни лидировать – остались довольны.

Обед – время спуска с вершины, разобрали маршрут, спустились к перевалу, погода начала портиться и под пинки инструктора быстренько посеменили вниз.

После обеда – уже утомился, иду на “автомате”, иногда падаю, подскальзываюсь, проваливаюсь в растаявший в течение дня снег, все “блага” спуска :)

Вечер – разбор восхождения, все по очереди поделились тем, что заметили из ошибок своих и других участников, чтобы потом делать ошибок поменьше.

Ну и долгожданный ужин, спасибо дежурным! =)

Личный опыт:
Забыл с собой треккинговые палки, впервые шел с ледорубом в руках, понравилось, но колени не спасает.

Также, накануне сборов друг из секции отдал мне свои устаревшие, но крепкие и неубиваемые двуслойные пластиковые ботинки Scarpa. У меня наконец-то не сильно замерзли ноги и кошки отлично жестко сидят и держат на льду и скалах. Благодарен ему безмерно.

Как-то так.

p.s.: вопросы если имеются – рад буду ответить =)

Третий день

Инструктор в первые два дня познакомился с группой и расписал план тренировок и восхождений.

Поэтому сегодня мы посвятили день отрабатыванию перильной техники, жумаринг, дюльфер, лазание с нижней страховкой.

Ближайшие пару дней мы также позанимаемся с веревкой и снаряжением, полазаем и возможно инструктор допустит нас на восхождение со сложностью маршрута 2А.

Кстати, между 1Б и 2А большой разрыв в сложности прохождения маршрута. Уже встречаются стенки для лазания, есть куда улететь, в общем, прежде чем лезть по маршруту 2А начинающие альпинисты довольно-таки долго учатся и тренируются.

Буду надеяться на хорошие продуктивные занятия и на погодные условия.

Сегодня я был дежурным, приготовил что-то наподобие плова. Получилось съедобно, свой “рахмет” заслужил =)

p.s.: вопросы пишите, отвечу =)

Четвертый день
Весь день идёт снег, на улицу выходил только утром, чтобы размяться, в основном сидим в доме, едим и разбираем теорию, едим и разбираем тактику, опять же вяжем узлы, станции, имитируем восхождение на кроватях. Называем это “кроватное восхождение” и “кружок макраме”.

Завтра вроде бы планируем пойти на гору, еще ничего не понятно. Ответственный за безопасность в лагере может никуда не пустить, т.к. выпадет много снега.

Мы надеемся на лучший расклад. Инструктор четко и понятно разъяснил нам подход под маршрут и работу на нём, к посту прилагаю фотографию листа а4 на котором он всё это визуализировал. На бумаге все как бы понятно, теперь эти знания нужно будет переложить на настоящий рельеф и не заблудиться 🙈.

Восхождение на пик Учитель (4 045м)
Маршрут: 2А, с пер.Учитель.

Сухие факты:
06:00 выход
08:30 альпинград
10:00 под перевалом Учитель
11:00 под маршрутом, начали работу
14:30 вершина
16:30 под маршрутом
18:30 альплагерь

В контрольное время(18:00) чуть-чуть не уложились, но гору нам засчитали. Поработали ведь =)

Подход под маршрут: отличная погода, температура около нуля, практически нет ветра, шел в термобелье + флисовой кофте, на голове шапка, а то баффы слишком тонкие. До начала подъема на перевал шлось отлично(лагерь-Мынжылкы-Альпинград-Озеро #6), но вот после началось какое-то месиво. Сыпуху присыпал 15-20см снег и не понятно куда наступать. Один шаг вперёд, два назад на мелких бесящих камнях. Видим перевал, идём, но как будто в Мастер и Маргарите, идешь, а цель не становится ближе. А еще жарит солнце.
Ладно, вроде пережили это и я ошибаюсь кулуаром и наматываю лишних ~50м в снегу по колено, замечательно… Начинаю спуск к нужному повороту, падаю и ломаю одну треккинговую палку, ну вообще прекрасно…

Маршрут, подъем:
Хорошо, уже подошли под маршрут, приготовились. Я лезу первый, цель – пролезть большую трещину, метров 20. Рельеф не сложный, но там очень много снега и чтобы ухватиться рукой нужно сначала весь этот снег убрать, руки начинают замерзать.

Дальше хуже, там еще и лёд, т.е. чтобы закрепиться на скале, нужно её ещё и оббить молотком, но этого не получается сделать, льда слишком много. Я пролезши пол пути решаю спускаться, потому что вылезти выше не могу, но и не хочется рисковать и лететь спиной на скалы, страхующий меня спускает до станции и я следующему добровольцу вручаю всё необходимое железо, ввязываю в него страховочную веревку и желаю удачи.
Там где я застрял он со второй попытки пролезает и дорабатывает оставшуюся половину маршрута, респект.

Дальше нужно было лезть второй участок маршрута, при этом я уже не участвовал, я был замыкающим и ждал пока следующий лидер его проработает. Я в это время просто ждал на самой первой станции, солнце тем временем зашло за рельеф и если я до этого был в холодильнике, то меня резво переместили в морозильник, ~30-40 минут и я дрожал как клиновый листик.

Дали команду подниматься, зажумарил ко второй станции, фуф, тут хоть солнце светит, стал понемногу согреваться.

Зажумарили все к третьей станции и оттуда по не сложному рельефу взошли на вершину.

Маршрут, спуск:
Т.к. я шел замыкающим наверх, то вниз по веревкам поехал первым(веревки мы оставили, специально для спуска).
Первая, вторая и я снова в морозилке. Подождали всю группу еще около 40-50 минут и окончательно замерзли. И ноги и корпус и душа. Мы практически стали королями ночи, но не успели, все доспускались и осталось только пешочком доползти в лагерь. На спуске по сыпухе/снегу при падении я сломал вторую треккинговую палку 🙈и пошел косой снег, летящий в глаза. Полный фарш наслаждений.

Несмотря на усталость и холод и любые другие недомогания мы достаточно быстро спустились в лагерь и довольные принялись уплетать ужин с большим количеством чая.

На разборе выявили свои основные крупные и мелкие ошибки, чтобы их отработать и на следующем маршруте сложностью 2А работа шла более гладко.

Как-то так.

Личный опыт: нужно побольше практиковаться в скалолазании.

6-7 дни.
Скучные дни, непогода.
Смотрим фильмы про альпинизм, вяжем узлы, учимся первой помощи и переноске пострадавших.

Группы, которые попробовали взойти на гору – развернулись.

Мы своим отделением поработали с веревкой в пределах лагеря. Побродили, поделали станций, пожумарили, подюльферяли.

Ждём погоды.

Восьмой день.
Скальные занятия, залезли с нижней страховкой по скале, организовали станцию на дереве. После пролезли по несколько раз с верхней страховкой.

В завершение тренировки организовали перила, пожумарили, подюльферяли и сделали самосброс веревки на дереве.

Продуктивно поработали. 😊

Девятый день
Вчера подумали-подумали и решили взяться сегодня за 2Б, Октябренок.

Особенности маршрута:
Технически он не сильно сложный, т.е. там человека страхуешь, он пролезает руками, в кошках, страхуется точками/петлями и впринципе всё. НО маршрут очень-очень длинный ~1км по скальному гребню, а сегодня в дополнение было страшно много снега, местами 1,5-2 метра глубиной.

В итоге мы потоптали снежок на подходе, потом побарахтались на маршруте и в конце, взвесив все за и против, пошли на спуск.

За маршрут:
* ну че бы и нет? Уже же ведь идём.

Против:
* не успеваем по времени;
* снег тяжело топтать и на нем скользишь по скалам;
* медленно работаем;
* на заснеженном рельефе сложнее найти нужный путь.

Я даже не разочаровался, лучше уж спуститься целым в лагерь, чем оставаться ночевать на горе без бивуачного снаряжения 😁

Настроение группы практически такое же.
Сейчас после обеда пойдем на лекцию по медицине (травмы/ушибы).

Десятый день.
Занимались сегодня на учебных скалах.
Походили с одновременной/попеременной страховкой в двойках. Поработали продуктивно, то что уже знали доводим до осознанного автоматического действия.

Инструктор нас сильно не мучал, потому что завтра будем дежурить на альпиниаде.

7 мая, 11 день
Альпиниада на пик 28 Гвардейцев-Панфиловцев.

Вышли в пять утра в сторону вершины, пилить далеко, но не сильно сложно. Благодаря тренировкам и восхождениям акклиматизация хорошая. Дошел без проблем, не чувствовал никаких недомоганий, в отличии от некоторых участников. Кого-то мутило, у кого-то болела голова и были другие симптомы горняшки.

На вершине был в ~11:00 и остался там дежурить до 14:00, подгонял людей спускаться с вершины =))

На вершине ребята записывали участников и сразу вручали сертификаты за восхождение. Также, угощали шампанским, которое мы все вместе туда занесли.

Что происходило на вершине?
А там был всеобщий дух спорта и праздника. Говорились тосты и кричались многократные “УРА”. Люди, довольные тем, что справились с испытанием не спешили уходить и фотографировались , как мне казалось – бесконечно =).

Я первый раз был волонтером на альпиниаде, мне понравилось, получил огромное количество позитивной энергии от участников и организаторов. На горе людей захватила эйфория от преодоленного расстояния  и от видов, которые были шикарны на все 360 градусов.

Вечером спустились в лагерь отдыхать, общались, смеялись и начали наводить порядок, я устроился у раковины и мыл посуду, как вдруг дверь на кухню отворяется и мне задают мой самый любимый вопрос:
“Егор, хочешь завтра пойти на гору?”
Моим ответом было краткое “да”.

Далее, меня привели к участникам коммерческой смены, которым по бюрократическим причинам нужен был участник на восхождение. Вершина Октябренок, маршрут 2Б. Продолжение следует…

12 день
Восхождение на пик Октябренок, маршрут 2Б.

Выход из лагеря, подход под вершину, всё как обычно.

Маршрут с нашего предыдущего раза протоптала одна из групп альплагеря, что нам немного облегчило задачу.

Что могу сказать о маршруте:
Трудно, страшно, интересно. Есть где полазать и куда улететь. Для меня много новых ощущений и знаний.

Пролезли быстро, в спорт.режиме. На вершину попали вовремя. Я работал на маршруте последним, это значит что я за группой собирал точки страховки. Главная моя задача – всё собирать быстро, не тупить и постоянно шагать и лезть наверх по гребню и скалам. Вниз спуск нам смягчил снег, по которому местами можно скользить.

Кстати, это восхождение пошло мне в зачёт, теперь я могу официально оформить третий разряд по альпинизму. Чему несказанно рад, т.к. на обучения/восхождения были вложены деньги и 1,5 месяца времени =).

13 день смены, 9 мая
Сходили отделением на пик Амангельды по ЮВ гребню, маршрут 2А

Подход дался тяжело, т.к 7 мая я был на альпиниаде, а 8 мая неожиданно на Октябренке 2Б. Шел медленно, но за временные рамки не вышел.

На этом маршруте я был осенью 2018г. По-этому в этот раз было попроще на нём работать.
Лидерами работали по очереди три члена нашей команды, я весь маршрут работал вторым, в мои задачи входило: подстраховать лидера, собрать уже ненужные точки страховки, спрямить перила, занести следующую веревку и другое снаряжение наверх и снова страховать лидера.

Плюсом – подсказывал лидерам чуть-чуть, они в принципе и так более-менее разбирались на маршруте.

Без ошибок не обошлось, их также разобрали вечером, за чаем.

К сожалению это был крайний день сборов для меня, нашлась срочная работа. А ребятки отработали вплоть до 12 мая =)